Набор в докторантуру и адъюнктуру ВА ВКО в 2017 году

Военная академия Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, как многопрофильное высшее военно-учебное заведение, в 2017 году проводит набор в докторантуру, очную и заочную адъюнктуру по 6 специальностям научных работников, по разделу 56.07.01 — «Военные науки» номенклатуры научных специальностей: 20.01.00 — «Военно-теоретические науки» и 20.02.00 — «Военно-специальные науки.
В том числе:
20.01.03 — «Оперативное искусство в целом, по видам ВС, родам войск и специальным войскам»;
20.01.04 — «Тактика общая, по видам Вооруженных Сил, родам войск и специальным войскам»;
20.01.06 — «Воинское обучение и воспитание, боевая подготовка, военная педагогика и психология, управление повседнев¬ной деятельностью войск»;
20.02.12 — «Системный анализ, моделирование боевых действий и систем военного назначения, компьютерные технологии в военном деле»;
20.02.14 — «Вооружение и военная техника. Комплексы и системы военного назначения»;
20.02.25 — «Военная электроника, аппаратура комплексов военного назначения».

Подробнее: Набор в докторантуру и адъюнктуру ВА ВКО в 2017 году

Структура и содержание вступительного экзамена по иностранному языку для поступающих в адъюнктуру ВА ВКО

Основной целью вступительного экзамена в адъюнктуру является всесторонняя проверка успешности усвоения вузовского курса иностранного языка, способности поступающего понимать и переводить тексты по своей специальности, кратко излагать содержание прочитанного на иностранном или русском языке и вести простую беседу. При этом оценивается объем лексического запаса, включая специальные термины, правильность произношения, темп и смысловая содержательность речи, верное интонационное оформление предложений, расстановка фразовых и логических ударений.

Подробнее: Структура и содержание вступительного экзамена по иностранному языку для поступающих в адъюнктуру...

 

Необходимые сведения о характере и требованиях к экзамену по философии при поступлении в адъюнктуру ВА ВКО

Экзаменационные требования предполагают знание поступающих в адъюнктуру вузовского курса философии с акцентом на историко-философское введение к нему. От сдающих экзамен требуется понимание фундаментальных философских проблем в их историческом развитии; знакомство с европейской философской классикой, представление об основных направлениях в философии XX – начала ХХI вв. Процедуру экзамена составляют ответ на вопросы экзаменационных билетов и свободное собеседование, учитывающее специализацию, а также индивидуальные предпочтения экзаменующегося. Итоговая оценка определяется глубиной и качеством знаний, пониманием философских проблем, культурой мышления. Сдающие экзамен должны показать знание следующих тем философии:

Тема 1. Предмет философии, её место и роль в обществе

Предмет и специфика философии. Всеобщее в системе «мир - человек» как предмет философии. Философия и мировоззрение. Основные компоненты мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения: предельно широкий уровень обобщения, опора на научные знания, абстрактно-понятийная форма постижения действительности.

Структура и круг проблем философии. Основные разделы философии: история философии, онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, аксиология. Становление и смысл основного вопроса философии. Основные формы материализма и идеализма. Основные методы в философии: диалектика и метафизика.

Место и роль философии в культуре. Функции философии. Философия как духовная квинтэссенция эпохи. Критическое осмысление мира и человеческой жизни философией. Роль философии в формировании личности офицера ВКО.

Тема 2. История философии

Начальный этап античной философии. Характеристика основных позиций милетской школы: стихийный материализм, поиск первоначала, гилозоизм, космоцентризм. Наивный материализм Демокрита, стихийная диалектика Гераклита, пифагорейская школа. Число как основа всего сущего в философии Пифагора.

Классический этап античной философии. Этический антропологизм Сократа. Учение Платона об идеях. Проблема души в философии Платона. Критика платоновских «идей» Аристотелем. Аристотелевское учение о причинности.

Философские течения эллинистического периода. Этический аспект в философии кинизма и стоицизма. Гедонизм Эпикура. Специфика решения познавательных возможностей человека в философии скептицизма.

Философия Средневековья. Основные черты средневековой философии: теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм. Патристика и ее основные проблемы. Философские взгляды Августина Блаженного. Схоластика как этап средневековой философии. Воззрения Фомы Аквинского. Номинализм и реализм в схоластической философии.

Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм философии Возрождения. Неоплатонизм Н.Кузанского. Натурфилософские взгляды Н.Коперника, Дж. Бруно, Г.Галилея. Социально-философские взгляды Н.Макиавелли.

Философия Нового времени. Социально-политическая и духовная атмосфера Нового времени. Эмпиризм в философии Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф.Бэкона. Сенсуализм Д.Локка. Проблема общества и государства в философии Т.Гоббса. Рационализм в философии Нового времени. Проблема субстанции в философии Р.Декарта. Учение о врожденных идеях. Пантеизм Б.Спинозы, его этические взгляды. Учение о монадах (монадология) - ядро философской системы Г.Лейбница.

Философские идеи Просвещения. Вольтер - классический философ французского Просвещения. Материалистические взгляды Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Гольбаха. Географический детерминизм Ш.Монтескье. Характерные черты философии Просвещения: деизм, механицизм, гносеологический оптимизм, сенсуализм, гуманизм.

И.Кант - родоначальник немецкой классической философии. Концепция трех ступеней познания Канта. Учение о вещи в себе, об априорных формах познания. Агностицизм Канта. Категорический императив - первенство нравственного долга.

Философия Г.Гегеля. Тождество бытия и мышления - исходный принцип гегелевской философии. Понятие абсолютной идеи и основные стадии ее развития. Диалектический метод и система Гегеля. Социально-философские взгляды.

Антропологический материализм Фейербаха. Человек как существо телесно-психическое. Роль чувственного опыта в гносеологии. Проблема Бога в философии Фейербаха и необходимость создания «новой религии».

Философия А.Шопенгауэра. А. Шопенгауэр - наиболее видный представитель иррационализма. Волюнтаризм - универсальный принцип философии Шопенгауэра. Абсолютизация воли. Мировая воля и воля к жизни.

Философия жизни Ф.Ницше. Воля к власти. Ницшеанский образ «сверхчеловека». Решение проблем морали и религии. Противоречивый характер философии Ницше.

Философия марксизма. Социально-политические, естественно-научные и теоретические предпосылки появления марксизма и марксистской философии. Материалистическое решение основного вопроса философии и создание диалектического материализма. Формирование материалистического понимания истории и выработка категории «общественно-экономическая формация». Проблема человека в марксистской философии.

Позитивизм и его исторические формы. Классический позитивизм (О.Конт, Д.Милль, Г.Спенсер). Эмпириокритицизм (Э.Мах, Р.Авенариус). Неопозитивизм (М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгенштейн). Логический позитивизм, аналитическая философия - вариации неопозитивизма. Принцип верификации - основной принцип неопозитивизма. Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд). Критический рационализм и принцип фальсификации. Научные революции как процесс смены научных парадигм. Введение Лакатосом понятия «научно-исследовательская программа». Фейерабенд и принцип «методологического плюрализма».

Философия экзистенциализма. Экзистенция как переживание субъектом своего бытия в мире. Сёрен Кьеркегор - основатель экзистенциализма. Сущность и существование человека. Концепция бытия человека и бытия мира (М.Хайдеггер. Ж-П.Сартр). Проблема пограничных ситуаций, жизни и смерти (А.Камю). Идеи свободы, взаимоотношения личности и общества в экзистенциальной философии.

Философия прагматизма. Ч.Пирс, У.Джемс, Д.Дьюи - основатели прагматизма. Смысл философских проблем - практическое отношение к человеческой жизни и окружающему миру. Моральные, социальные и гносеологические аспекты прагматизма.

Славянофильство и западничество в русской философии XIX века. Славянофилы (Хомяков А.С., Аксаков К.С., Киреевский И.В., Самарин Ю.Ф.) о неповторимости пути развития русской культуры и ее самобытности, о социальной организации русского общества, о соборности, о неприемлемости западного рационализма. Западники (Белинский В.С.,Герцен А.И., Огарев Н.П., Грановский Т.Н.) о европейской ориентации мысли, о переводе России на пути европейской цивилизации, о преувеличении роли социальной организации, о политико-правовой стороне свободы личности. Общее и различие в славянофильстве и западничестве.

Философия всеединства В.С. Соловьева. Онтологический, аксиологический, гносеологический и практический аспекты философии всеединства. Антропоцентризм, проблема смысла жизни и этическая концепция в философии В.Соловьева.

Философия Н.Бердяева. Экзистенциальный характер философских воззрений. Проблема свободы в творчестве Бердяева. Социально-философские взгляды. Понятие цивилизации и культуры.

Философия русского космизма. Основные тенденции: теологические; естественно-научной ориентации. Патронификация в философии общего дела Н.Федорова. Учение о ноосфере В.Вернадского. К.Циолковский о «космическая этике», смысле космоса и человека в космосе. А.Чижевский - основатель философской системы космической биологии.

Тема 3. Философское учение о бытии

Проблема бытия в философии. Онтология – учение о бытии. Осмысление проблемы бытия в истории философии. Бытие природы, бытие человека, бытие духовного, бытие социального. Бытие и небытие. Методологическое значение философского учения о бытии.

Материальное бытие. Основные этапы формирования представлений о материи. Онтологическое понимание материи. Материя как гносеологическая категория. Свойства материи. Философское и естественнонаучное понимание материи.

Пространство, время, движение как атрибуты материи. Движение как всеобщий способ существования материи. Формы движения. Движение и покой. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Основные свойства пространства и времени. Значение пространственно-временного фактора в военном деле.

Тема 4.Сознание как отражение и деятельность

Сущность, природа, структура и функции сознания. Основные подходы к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, дуализм, умеренный материализм. Эволюция форм отражения. Идеальность как сущность сознания. Биологические предпосылки и социальные условия появления сознания. Знания, воля, эмоции как структурные элементы сознания.

Тема 5. Диалектическое учение о развитии. Универсальные связи бытия

Проблема развития в философии. Модели развития. Диалектика как учение о развитии. Признаки развития. Альтернативы диалектики: метафизика, эволюционизм, эмерджентизм. Самоорганизация систем. Синергетика и отказ от прежнего понимания детерминизма.

Закон диалектической противоречивости. Структура и основная функция диалектического противоречия. Классификация противоречий. Методологическое значение закона для военной теории и практики.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Качество и количество. Качество и свойство. Мера. Переход в новое качество. Скачки. Методологическое значение закона для анализа явлений военного дела.

Закон диалектического синтеза (отрицания отрицания). Содержание категории «отрицание». Метафизическое и диалектическое отрицание. Схема действия закона. Методологическая функция закона отрицания отрицания и его проявление в деятельности военных кадров.

Соотносительные категории диалектики. Характерные черты категорий диалектики. Сущность категорий диалектики и их значение для военной теории и практики. Единичное, особенное и общее. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Содержание и форма. Сущность и явление.

Тема 6. Познание

Сущность и содержание процесса познания. Основные подходы: гносеологический оптимизм и агностицизм. Формы агностицизма. Субъект и объект познания. Принципы познания.

Чувственное познание и его формы. Ощущения. Восприятия. Представления. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.

Рациональное познание и его формы. Понятие. Суждение. Умозаключение. Единство чувственного и рационального в познании. Особенности процесса познания в военном деле.

Проблема истины и ее критериев. Характерные черты истины: объективность и конкретность. Диалектика абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм. Критерии истины: практика как основной и всеобщий критерий истины. Критерии истины в военном деле.

Тема 7. Природа человека и личности

Сущность, природа и характеристика человека. Основные подходы к происхождению человека. Антропосоциогенез и его этапы. Основные концепции антропосоциогенеза: эволюционная, трудовая, игровая. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Проблема определения сущности человека. Критерии определения уникальности человека в мире живых существ.

Смысл и цель жизни человека. Вопрос о смысле жизни как вопрос о ценностных предпочтениях. Типы обоснования смысла жизни: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, корпоративизм, прагматизм, перфекционализм, гуманизм. Человек как деятельное существо. Оптимизм, пессимизм и скептицизм.

Индивид, индивидуальность, личность. Индивид как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от других. Признаки личности. Личность как социальная индивидуальность.

Структура и социальные роли личности. Телесный, социальный и духовный компоненты личности. Личность как труженик. Личность как собственник. Личность как потребитель. Личность как гражданин. Личность как семьянин.

Свобода и ответственность личности. Содержание понятия «свобода». Свобода и проблема выбора. Фатализм и волюнтаризм. Относительный характер свободы и ее границы. Понятие ответствености. Проблема свободы и ответственности в деятельности военных кадров.

Тема 8. Философский анализ общества

Общество как объект философского анализа. Понятие общества. Основные концепции понимания общества: теологическая, натуралистическая, идеалистическая, диалектико-материалистическая, концепция методологического индивидуализма. Факторы, способствующие возникновению общества. Структура общества: субъекты, социальные отношения, социальные институты, деятельность.

Основные сферы жизни общества. Экономическая сфера жизни общества, ее системообразующий характер. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Социальная сфера жизни общества как область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей. Политическая сфера как область осуществления между людьми отношений власти и подчинения. Духовная сфера.

Духовная жизнь общества. Общественное сознание. Основные элементы духовной жизни общества и их характеристика: духовные потребности, ценности, производство, потребление. Общественное сознание и закономерности его развития. Относительная самостоятельность общественного сознания. Структура общественного сознания.

Формы общественного сознания. Специфика отражения отдельных сторон объективного мира и общественного бытия: по предмету отображения, по формам отображения, по особенностям происхождения и развития, по выполняемым социальным функциям.

Политическое и правовое сознание. Политическое сознание как выражение определенного отношения к власти. Идеологический и психологический аспекты политического сознания. Правосознание как совокупность идей и взглядов относительно правомерности и законности.

Мораль и религия как формы общественного сознания. Моральное сознание и его специфика. Содержание морали и ее проявления. Функции морали. Структура религии. Роль религиозного сознания и его специфика, функции религии.

Тема 9.Смысл и направленность истории

Социально-исторический процесс. Философия истории как раздел философии, связанный с историческим процессом и историческим познанием. Современные концепции философии истории: теологические, натуралистические, объективно-идеалистические, диалектико-материалистические.

Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. Понятие общественно-экономической формации. Периодизация исторического процесса в рамках формационного подхода. Достоинства и недостатки формационного подхода. Главная черта цивилизационного подхода - локальность и разнокачественность культур и цивилизаций. Н. Данилевский - основоположник цивилизационного подхода. Отрицание целостности и единства всемирной истории О. Шпенглером. А. Тойнби об основных стадиях исторического процесса.

Тема 10. Природа как основа человеческого бытия

Общество и природа. Понятие природы. Общество как часть природы. Диалектическое единство и качественное отличие природы и общества. Отличие законов природы от законов общества. Взаимодействие общества и природы. Географический детерминизм. Научно-технический прогресс и экология.

Тема 11. Наука и научное познание

Наука как особая форма общественного сознания. Наука как целенаправленная деятельность по производству знаний. Система знаний и специфических организаций и учреждений. Закономерности развития науки и ее функции. Наука и нравственность. Научная картина мира.

Научное знание и его специфика. Специфика: систематизированность, строгая доказательность, использование специальных методов, специфические способы обоснования истинности. Критерии научного знания: логическая непротиворечивость, системность, воспроизводимость результатов. Вненаучные формы знания: ненаучное, донаучное, лженаучное, паранаучное.

Сущность и уровни научного познания. Научное познание как целенаправленная познавательная деятельность. Структура научного познания: субъект, объект, предмет, специальные методы и средства, результаты, цели. Эмпирический и теоретический уровни познания.

Методология научного познания. Классификация методов. Понятие и содержание методологии. Особенность методологических знаний. Понятие метода. Система методов: всеобщий философский, общенаучные, специальные.

Эмпирические методы научного познания. Наблюдение и его виды. Сравнение. Измерение. Предметное обследование. Эксперимент. Виды экспериментов: натурный, модельный, натурно-модельный. Опрос (допрос). Роль эмпирических методов в военно-научном познании.

Теоретические методы в научном познании. Анализ. Синтез. Индукция. Дедукция. Аналогия. Абстрагирование. Мысленный эксперимент. Мысленное моделирование. Возрастание теоретических методов в исследовательской деятельности военных кадров.

Всеобщие формы и логика научного познания. Факты действительности и факты познания. Проблема как осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета. Гипотеза. Доказательство и его виды. Теория. Закон как основной элемент теории.

Тема 12. Глобальные проблемы современности и пути их решения

Глобальные проблемы современности. Факторы, способствующие появлению глобальных проблем. Классификация глобальных проблем: интерсоциальные; порожденные взаимодействием общества и природы; антропосоциальные. Пути и способы разрешения глобальных проблем.

Проблема войны и мира в современную эпоху. Соотношение войны и мира как философская и социально-политическая проблема. Методологические основы анализа проблем войны и мира. Классификация войн современной эпохи. Сущность, социальный характер и типы мира. Система международной безопасности как объективная основа ненасильственного мира.

Тема 13. Ценности в жизни человека и общества

Понятие и природа ценностей. Понятие ценности и ее общая характеристика. Основные подходы к пониманию природы и сущности ценностей. Философский смысл понятия «ценность». Ценность и оценка. Классификация ценностей.

Социальные ценности и социализация личности. Дифференциация ценностей. Идеалы, нормы, средства и цели как система ценностных ориентаций. Ценности-цели и ценности средства. Социализация личности как усвоение социального опыта и ее социальная активность.

Рекомендуемая литература:

Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие – М.: ООО «ТК Велби», 2004.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. – Изд-во Эксмо, 2005.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. – 736 с.

Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М., 2003.

Философия / Под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова.- М., 2004.

Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко; Учебник для вузов. – М.: Юнити Дана, 2012.

Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002.

Философия: Учебник для военных вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2015.

История философии: ЗАПАД - ВОСТОК - РОССИЯ. Кн. 1-4. Под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. М., 1999.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 4 тт. , СПб., 1997.

Вопросы к вступительному экзамену:

1. Предмет и специфика философии. Философия и мировоззрение.

2. Структура и круг проблем философии.

3. Место и роль философии в культуре. Функции философии.

4. Начальный этап античной философии (милетская школа, Пифагор, Демокрит, Гераклит).

5. Классический этап античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

6. Философия эллинизма (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

7. Средневековая философия. Спор об универсалиях.

8. Философия эпохи Возрождения.

9. Эмпиризм в философии Нового времени.

10. Рационализм в философии Нового времени.

11. Философские идеи эпохи Просвещения (Ж. – Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Д.Дидро).

12.Философия И.Канта.

13. Философия Г. Гегеля.

14. Философия Л.Фейербаха

15. Философия А.Шопенгауэра.

16. Философия. Ф.Ницше.

17. Философия марксизма.

18. Позитивизм и его исторические формы.

19. Философия экзистенциализма.

20. Философия прагматизма.

21. Славянофильство и западничество в русской философии XIX века.

22. Философия всеединства В.Соловьева.

23. Философия Н.Бердяева.

24. Философия русского космизма.

25. Проблема бытия в философии.

26. Материальное бытие.

27. Пространство, время, движение как атрибуты материи.

28. Сущность, природа, структура и функции сознания.

29. Проблема развития в философии. Модели развития.

30. Закон диалектической противоречивости.

31. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

32. Закон диалектического синтеза (отрицание отрицания).

33. Соотносительные категории диалектики.

34. Сущность и содержание процесса познания.

35. Чувственное познание и его формы.

36. Рациональное познание и его формы.

37. Проблема истины и ее критериев.

38. Сущность, природа и характеристика человека.

39. Смысл и цель жизни человека.

40. Индивид, индивидуальность, личность.

41. Структура и социальные роли личности.

42. Свобода и ответственность личности.

43. Общество как объект философского анализа.

44. Основные сферы жизни общества.

45. Духовная жизнь общества. Общественное сознание.

46. Формы общественного сознания.

47. Политическое и правовое сознание.

48. Мораль и религия как формы общественного сознания.

49. Социально-исторический процесс.

50. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.

51. Общество и природа.

52. Наука как особая форма общественного сознания.

53. Научное знание и его специфика.

54. Сущность и уровни научного познания.

55. Методология научного познания. Классификация методов.

56. Эмпирические методы в научном познании.

57. Теоретические методы в научном познании.

58. Всеобщие формы и логика научного познания.

59. Глобальные проблемы современности.

60. Проблема войны и мира в современную эпоху.

61. Понятие и природа ценностей.

62. Социальные ценности и социализация личности.